Популярные товары

Information

Основные правила приготовления составов

Общие способы подготовки солей - измельчение, лакирование, сушка, взвешивание и смешение и пробы приготовленных составов были изложены в главах: о материалах и приборах; здесь рассмотрим те особенности, которые вызывает приготовление некоторых пиротехнических составов, вследствие исключительных свойств входящих в них тел, так:

1) Составы с парафинированным магнием не должны при смешении подвергаться усиленному трению, как например в бочке с металлическими пулями, котле с ядром, или при растирании стиркой на стирочной доске. При сильном трении парафин, вообще слабо пристающий к магнию, может отделяться от него, а обнаженная металлическая поверхность будет сильно притягивать влагу и окислять металл. Составы эти должны перемешиваться исключительно в лайковых мешках без пуль и просеиваться через сито в количествах, не превышающих 3 фунтов.

2) Составы с гуммилаком очень плохо перемешиваются, если гуммилак не в очень мелком порошке; а совершенство смешения этих составов боле важно, чем других. Для гуммилаковых огней часто употребляют такой прием: берут отвешенный для состава гуммилак в не очень мелком порошке и смешивают его с солью азотной кислоты; смесь вкладывают в кастрюльку, которую слегка подогревают, например, на спиртовой лампе, перемешивая массу лопаткой и наблюдая, чтобы кастрюлька не сильно нагревалась, иначе масса может загореться. Чтобы отстранить возможность воспламенения, следует кастрюлю со смесью ставить не непосредственно на огонь, а поместить на водяную баню. Когда гуммилак расплавится и масса примет однородный вид кастрюльку снимают с огня, горячую массу выбрасывают в ступку и горячий сплав толкут в мелкий порошок, так как будучи нагрет он легче истирается.

При другом способе обработки гуммилака обращают его в спиртовый лак, растворяя в четверном количестве по весу крепкого винного спирта. Полученную жидкость приливают к соли азотной кислоты в пятерном количестве против требующегося веса гуммилака; массу тщательно перемешивают и выпаривают спирт легким подогреванием сосуда, помешивая массу лопаткой. Оставшуюся твердую массу растирают в мелкий порошок и смешивают с остальными телами, входящими в состав. Этот способ приготовлена состава вполне надежен и безопасен, но довольно дорог, так как он требует значительного количества крепкого спирта.

3) Составы с канифолью особенно требовательны относительно приготовления: небрежность, не влекущая за собою большого различия в горении других составов, может сделать негодными составы с канифолью. Поэтому приготовление канифольных огней требует безусловно точного выполнения следующих правил:

а) Все вещества, входящие в состав, должны быть вполне сухие это условие, важно и для всех пиротехнических составов, здесь крайне необходимо. Особенно тщательно и при том перед самым приготовлением составов нужно просушивать гигроскопические вещества, как то: уголь, натровую селитру, азотно-стронцевую соль и т. д..

б) Канифоль не следует толочь заблаговременно и держать толченую в теплом месте; от этого порошок слипается. Лучше всего толочь канифоль не за долго до употребления, при том толочь ее надо в холодном месте на погребе или леднике.

в) Измельчение веществ и смешении составов канифольных огней должно быть по возможности совершенное, в этом отношении канифольные огни чувствительнее серных.

г) Лакировать соли входящие в канифольные огни не следует потому, что частицы лакированной соли не могут также плотно пристать к частицам угля, а реакция угля в этих огнях особенно важна.

д) Канифоль следует прибавлять к составам последнею, впрочем ради безопасности смешения можно сделать исключение только для солей хлорноватой кислоты и металлического магния. При тщательном смешении составные части смеси без канифоли плотно пристанут друг к другу; если же в смесь войдет и канифоль, то она обляжет частицы некоторых солей и помешает плотному прикосновенно их друг к другу, а тогда канифольные огни не могут быть хороши.

Если хотят, чтобы огни с канифолью при сгорании распространяли приятный запах подобно курительным свечкам, то десятую часть ее можно заменить даммарой, мастикой, или росным ладаном. Канифольные огни с бертолетовой солью горят ярко и медленно; этим свойством они напоминают тестообразные составы. В составах без бертолетовой соли они и по яркости, и по цвету пламени очень напоминают гуммилаковые огни также с одними азотнокислыми солями.

4) Составы, для пропитывания декорационного фитиля плавят в чугунном котле на легком огне; работа эта не трудна, но требует большой осторожности, чтобы сера не загорелась. Для плавки серы котел устанавливают на дворе на переносной железной печке, или по нужде; в вырытую яму, и обкладывают его доверху дерном и сухой землей. В топку накладывают дрова и прогревают хорошенько пустой котел. После этого оставляют под котлом одни накаленные угли, которы отнюдь не должны нагревать стенки котла, а только дно; всыпают осторожно серу в котел и перемешивают ее во время плавления лопаткой. Когда сера распустится и примет вид патоки, в не прибавляют понемногу требующуюся соль, помешивая в это время жидкую массу, но стараясь не прикасаться к стенкам котла лопаткой, чтобы сера не вспыхнула. Как только заметят, что сера начинает краснеть и отделять желтый пар, котел снимают с огня и несколько охлаждают, а потом снова ставят его на огонь. Если ж масса воспламенится, то котел быстро покрывают плотной крышкой, покрытой мокрым войлоком. Когда вся примись смешается с серой, в котел кладут на коротко время (2—3 минуты) веревку слабо свитую толщиной в 0,5-1 дюйм, длиною аршин пять; потом ее быстро продергивают через сжатую в кулак руку, на которую надета толстая кожаная рукавица, для снятия излишней серы. Подернутый фитиль кладут для охлаждения на сырое полотно.

При варении фитиля нужно поддерживать температуру состава, близкую к точки плавления серы; при более сильном нагревании состава, фитиль получается очень ломким, мало пригодный для фейерверка.

Готовый фитиль хранится до употребления обернутый бумагой или полотном для предохранения от пыли.

5) Спиртовые огни горят только тогда хорошо, когда для них употребляется самый крепкий спирт не ниже 90°. Назначенные для состава вещества истираются в порошок и всыпаются в бутылку, в которую налито определенное количество спирта. Бутылку крепко закупоривают и держат до 8 дней в теплом месте, взбалтывая ежедневно по несколько раз. В ту же бутылку вкладывают куски ваты, предназначенной для спиртовых фитилей: Через 8 дней получится насыщенный раствор солей в спирте, который и употребляется в дело.

В сочинении г. Челеева С. Петербург 1824 г. рекомендуется следующий способ приготовления зеленого спиртового огня для изображения пальм и других деревьев.

Смешанные составные соли спиртового огня всыпают в деревянное ведро и наливают туда же спирт, постоянно помешивая деревянным веселком, чтобы не дать составу сесть на дно, через полчаса раствор густеет до степени клейстера. В сгустившийся раствор опускают по одному куску фитиля, скрученного из хлопчатой бумаги. Для приготовления фитиля берут чистую вату и делают из нее веревки в пряди в палец толщиной, навивая бумагу на суровую нитку. Бумага навивается не очень круто, чтобы веревка могла удобно напитаться составом; веревка приготовляется кусками аршина в 3—4. Опущенный в спиртовый раствор фитиль остается в нем около минуты; потом его вынимают, выжимают руками над ведром и снова спускают в раствор на короткое время. Вынутые во второй раз куски фитиля укладывают в муравленый горшок, переливая их спиртовым раствором при помощи ковшика; горшок с фитилями накрывают сырым бычачьим пузырем и крепко завязывают. Эту операцию производят за день или более до запуска фейерверка. За несколько часов до салюта фитили перебирают руками, подливают в горшок спирт, если веревки вберут в себя весь прежний спирт и будут на вид очень сухие, их оставляют в плотно обвязанных горшках до вечера. Тогда горшок выносят на место фейерверка и укладывают напитанные раствором фитили на железные крючки, вбитые в декорацию; излишние концы фитилей обрезают ножницами, а веревки, уложенные в щит, перед поднятием декорации слегка поливают спиртом. Такие декорации устраиваются после всех остальных; впрочем фитили хорошо горят, если пробудут на воздухе час и даж более, и потому такие спиртовые декорации можно и не оклеивать восковой бумагой.