Популярные товары

Тестообразные составы с олифой

Тестообразные составы с олифой или льняным клеем принадлежать к разряду театральных огней; почти не отделяют сильно портящих воздух газов и вовсе не подвержены самовоспламенению. Эмпирические рецепты этих огней опубликованы Ламарром во Франции в 1878 году в сочинении "Nouveau manuel de 1'artificier", переведенном на русский язык А. Гореловым в 1884 году под названием: "Новое руководство для любителей фейерверочного искусства". Рецепты этих огней составлены без серы и только для ускорения горения прибавлено к некоторым составам небольшое количество пороховой мякоти. Особенность рецептов состоит в прибавлении к составам богатой углеродом и водородом жидкости, которую Ламарр называет льняным клеем (glu de lin)и для приготовления которой рекомендует весьма сложную и затруднительную обработку льняного масла, изложенную в главе о материалах. Готового льняного клея в продаже найти нельзя, а самому его приготовлять очень неудобно. Но его можно заменить с полным успехом близкой по составу хорошо приготовленной и возможно густой олифой из льняного масла, известную под названием литографской. Олифа состоит главным образом из льняной кислоты (С16Р26Щ2=250) это и принято за химический состав олифы при определении рациональных рецептов. Рецепты таких огней близко подходят к Ламарровским. В названные составы, кроме олифы или льняного клея, входят те же соли, как и в других рецептах, а именно: соли хлорноватой и азотной кислот, как окисляющие вещества, и окрашивающие металлы в виде солей.

Для составления рецептов огней с олифой рекомендуются следующие основные смеси:

а) двойным смеси:

1) Хлорокали-олифа

82 18
9KClO3 + C16H20O2 = 9KCl + 16CO + 13H2O

2) Хлоробарито-олиФа

86 14
5Ba(ClO3)2 + C16H20O2 = 5BaCl2 + 3CO2 + 13CO + 13H2O

3) Азотностронщано-олифа

86 14
7Sr(NO3)2 + C16H20O2 = 7SrCO32 + CO2 + 8CO + 13H2O + N14

4) Азотнобарито-олиФа

88 12
7Ba(NO3)2 + C16H26O2 = 7BaCO3 + CO2 + 8CO + 13H2O + N14

5) Азотносвинцо-олифа

90 10
7Pb(NO3)2 + C16H20O2 = 7PbCO3 + CO2 + 8C + 13H2O + N14

б) тройным смеси: 6) Хлорокали-витерито-олиФа

51 37 12
9KClO3 + 4BaCO3 + C16H26O2 = 4K2CO3 + KCl + 4BaCl2 + 16CO + 13H2O

7) Хлорокали-стронцанито-олиФа

57 30 13
9KClO3 + 4SrCO3 + C16H26O2 = 4K2CO3 + KCl + 4SrCl2 + 16CO + 13H2O

8) Хлорокали-мело-олиФа

63 23 14
9KClO3 + 4CaCO3 + C16H26O2 = 3K2CO3 + KCl + 4CaCl2 + 16CO + 13H2O

9) Хлорокали-содо-олифа

61 25 14
9KClO3 + 4Na2CO3 + C16H26O2 = 4K2CO3 + KCl + 8NaCl + 16CO + 13H2O

Из всех цветов; все эти основные смеси горят довольно медленно, а потому для ускорения горения в эти составы часто прибавляется пороховая мякоть, которую следует прибавлять в виде готовой мякоти, получаемой с пороховых заводов.

Составы с олифой имеют вид густого вязкого теста. Для приготовления их смешивают все составные части, кроме олифы, способами, описанными выше; затем прибавляют потребное количество олифы и месят массу, чтобы получить однородное густое тесто на подобие оконной замазки. Из полученного теста катают палочки толщиной почти в калибр набиваемой гильзы и вкладывают их кусками длиною в 1,5 дюйма в гильзы фигурных свечей или бенгальских огней: каждый кусок прибивают металлическим набойником фигурных свечей настолько сильно, чтобы кусок плотно поместился в гильзе. Для придания кускам состава большей плотности и вязкости нужно предварительно переминать состав возможно сильнее. Из такой же массы соответствующего состава можно штамповать звездки обыкновенным способом.

Там, где звездка или свеча должна загораться, нужно сильно подмазать, или вставить кусок стопина, залепить его составом и оставить готовые изделия сохнуть недели на две. После просушки составы делаются очень твердыми и упругими они не представляют опасности взрыва даже при сильных ударах по ним металлического молотка.

Выгоды и недостатки тестяных составов. Составы с олифой еще мало исследованы и разработаны, но им можно предсказать хорошее будущее; на сколько указывает практика, составы цветных огней этого нового типа имеют и преимущества, и недостатки по сравнению с принятыми в пиротехники порошкообразными составами с серой.

Огни с олифой имеют следующая достоинства:

1) Цвета этих огней очень чисты и ярки; в этом отношении они не только не уступают огням с серой, но превосходят их.

2) Горят эти они весьма медленно по сравнению с порошкообразными составами с серой: дюйм фигурной свечи, набитой составом с олиФой, горит от 40 до 50 секунд, а потому легко приготовить декорацию из фигурных свечей, горящую 3 и боле минут.

3) Олифа так плотно покрывает частицы состава и настолько предохраняете, их от влажности, что фигурные свечи, пролежавшие 0,25 часа в воде, горят также чисто и ярко, как и сухие.

4) Составы с олифой безопаснее всех других; олифа распределяется между всеми частицами смеси, разъединяет их и делает самовоспламенение состава невозможным.

Но, с другой стороны, тестообразные составы с олифой имеют и существенны недостатки, делающие обращение с ними неприятным, так:

1) Огни эти при высыхании отделяют неприятный специфический запах (если же в составь входить сера, то запах делается отвратительным).

2) Приготовление составов сопряжено с большою пачкотнёй; они прилипают к ступкам, столам, пальцам и только отмываются скипидаром, в котором олифа растворяется. Палочки из состава следует катать на полированной мраморной плите; к деревянному же столу состав сильно прилипает, что мешает скатыванию палочек.

3) Готовые составы должны сохнуть не менее двух недель; следовательно они не применимы во время быстрого изготовления фейерверка. Во всяком случае недостатки тестяных составов не настолько существенны, чтобы применение их на дел было недостижимо, особенно в виду их значительных преимуществ перед составами других категорий. Яркость пламени, медленность горения, полное отстранение влияния сырости и познанная безопасность составов от самовоспламенения и от зажжения при ударе и трении составляет капитальнейшие требования от хороших составов бенгальских огней. По крайней мере большие мастерские с отдельным помещением для сушки могут пользоваться этими составами без особого стеснения.